Эту статью побудило меня написать недавнее событие: почтальон вернул мне моё заказное письмо с брошюрой, которое я отправлял месяц назад одному из своих заказчиков. На конверте была указана причина возврата: неправильный адрес.
     Адрес я обычно записываю со слов заказчика, а затем сообщаю ему всё то, что записал и если он подтверждает, что всё записано верно, значит адрес правильный. Т.е. вероятность ошибки, с моей стороны, практически исключена.
   
    Я прекрасно помню, как отправлял этот заказ на почте. Оператор одна, а за мной стоит очередь около 15 человек и оператор мне сообщает, что по данному почтовому индексу программа выдаёт сразу три посёлка, без уточнения названия посёлка она ввести адрес не может. В адресе, который мне сообщил мой заказчик, никакого посёлка нет, указан только город Херсон и всё. Оператор спрашивает меня, что ей делать? Стоящие в очереди волнуются, предвидя, что данную проблему быстро решить не удастся. Я набираю телефон заказчика, чтобы уточнить адрес, но абонент недоступен. Принимаю решение: отправлять заказ на главпочтамт г. Херсона, а заказчику потом объясню, где ему необходимо будет получить его заказ.
    После всех этих перипетий, в конце дня, звоню заказчику и объясняю ему, что он дал мне неточный адрес, но не тут - то было! Заказчик говорит мне, что всегда получает почтовые отправления именно на такой адрес и никогда не уточняет название посёлка!? Возникшую ситуацию объясняет тем, что оператор ничего не понимает в компьютерах, т.е. он, оператор, полный … в общем, непрофессионал, и что клиент всегда прав! Мне приходиться долго его убеждать, что теперь уже ничего не исправишь и что заказ ему нужно будет получить на главпочтамте г. Херсона, а для этого ему необходимо записать номер заказного письма, который я ему сейчас продиктую. После моих длительных уговоров он наконец соглашается записать номер отправления, и я с облегчением заканчиваю разговор, надеясь, что с данным заказом теперь будет всё в порядке.
     И вот, спустя месяц, заказное письмо возвращается. Дело не в том, что мне придётся снова терять время, идти на почту, вновь платить за отправку заказного письма и высылать брошюру, которая в этом сезоне уже не очень нужна, т.к. сроки начала выращивания вегетирующих саженцев уже упущены.
     Основная проблема в том, что заказчик считает меня непорядочным человеком - получив деньги я заказ не выполнил. И каким же образом мне теперь можно убедить его, что в адресе нужно всего лишь указать название посёлка, разве для него это было так сложно сделать? И тогда всех этих проблем бы просто не было.
   А в результате испорченное настроение, снова необходимо заниматься отправкой заказа и решать проблему, возникшую исключительно по вине заказчика. Разве такую ситуацию можно назвать нормальной?

   Мне приходиться много общаться по электронной почте, это очень удобно и уже настолько вошло в привычку, что обычные письма использую только при запросе каталога коллекции винограда. Особенно приятно, когда по электронной почте поступают заказы на приобретение посадочного материала винограда. При этом возможности уточнения деталей гораздо больше, чем по телефону. Можно отправить фото грозди интересующего сорта винограда, дать развёрнутую характеристику, прикрепить к сообщению статью или даже книгу или видеоролик и т.п. И всё это практически мгновенно в режиме онлайн.
   Но не все электронные письма имеют позитивный характер.

   Однажды получаю электронное письмо от ветерана МВД и с самых первых строк, меня начинают учить, стыдить и обливать грязью. Суть в том, что мои условия приобретения посадочного материала винограда - предоплата, оказывается, не выдерживают никакой критики. Я не доверяю людям, а ко мне обращается ветеран МВД и с ним себя так вести нельзя и никому это не позволено. Ему вся моя гнилая и никчёмная сущность видна насквозь.
   Он сам раздаёт черенки винограда после обрезки кустов даром и всем нужно поступать точно также как он. Однако он готов снизойти и смериться с моей огромной жаждой наживы и чрезмерной подозрительностью к людям и к нему, в том числе. Несмотря на все мои недостатки, он всё же, очень и очень рискуя, готов заказать у меня два черенка на сумму 20 гривен, чем сделает мне огромную услугу и одолжение.
   Комментировать данное послание не буду и какой ответ на его «коммерческое предложение» я отправил, тоже, здесь и так всё ясно. Только отмечу, что в каждом предложении этого письма было до десятка грамматических ошибок, видимо внук писал под диктовку своего амбициозного деда.

   Несколько раз получал электронные письма несколько иного рода. На официальном бланке Министерства социальной политики, руководитель интерната для детей с проблемами развития, обращался за помощью и просил пожертвовать для интерната несколько саженцев винограда, т.к. дети, занимаясь уходом за растениями, легче осваивают необходимые жизненные навыки и их социальная адаптация, и лечение проходят быстрее и успешнее.
    Дети, это вообще святое, а больные дети тем более.  Только в этом письме была одна проблемка. В качестве предмета благотворительности почему - то указывались самые последние новинки селекции из моей коллекции, которые я только - только освоил и за черенки которых платил по 60 - 80 гривен.
   Я с энтузиазмом откликнулся на предложение помочь, но сообщил, что желаемые сорта выслать не имею возможности, а качественные, но более дешёвые саженцы, не относящиеся к новинкам, могу выслать незамедлительно. А ещё я спросил у директора интерната: «Каким образом будет сказываться разница от того выращивают ли воспитанники «Анюту» или «Надежду АЗОС» на процессе их выздоровления?»
   Ответа не последовало, автор письма потерял ко мне интерес, но ровно на один сезон, видимо свои проколы он не фиксировал.
   В следующем сезоне я получаю от него аналогичное письмо, только «аппетиты» изменились, коллекция - то пополнилась и обновилась. И тогда я написал ему, что глубоко аморально и стыдно, прикрываясь заботой о больных детях, заниматься бесплатным пополнением собственной коллекции винограда. Подействовало, больше от него писем не было.

   И снова о порядочности.
   В прошлом сезоне, звонит мне одна дама, уже далеко не бальзаковского возраста, но полная сил и энтузиазма, чувствуется по манере разговора, что человек интеллигентный, коммуникабельный и преданный винограду.
  Очень убедительно мне рассказывает, что её заинтересовала форма моей селекции и она хотела бы приобрести два саженца винограда этой формы.
   Я ей сообщил что этих саженцев уже нет, возможность их приобрести будет только в следующем сезоне, но я ей могу предложить отличные по качеству саженцы, не менее интересной формы моей селекции, но по цене значительно ниже, чем цена на саженцы, которые она хотела приобрести.
  Дама после некоторых раздумий согласилась, но при одном условии, что я ей высылаю саженцы немедленно, не дожидаясь оплаты, т.к. время не ждёт, посадочные ямы уже подготовлены и для большей убедительности целесообразности для меня своего условия, добавила: «Мы же с вами люди интеллигентные, правда?»
  Конечно правда, если женщина просит, то почему же не пойти ей навстречу?
  Выбрал самые лучшие саженцы, упаковал, отправил и жду перевода. Прошло уже почти два срока как посылка должна прийти адресату, а от него ни перевода, ни телефонного звонка, в общем ни каких признаков жизни.
  Беспокоюсь, а вдруг посылка не дошла? Звоню, оказывается дошла и саженцы уже давно посажены и их качество хозяйку полностью удовлетворило.
  Но всё вдруг поменялось, куда делась интеллигентность, общительность? Тон разговора стал сухой, раздражительный, на мой вопрос, а почему же нет до сих пор оплаты, ответ нервный, резкий. Да будет, будет вам оплата, а в подтексте (и чего же ты ко мне то привязался?). Только я сегодня устала и уже не пойду на почту, но вышлю, вышлю вам ваши деньги и бросила трубку.
   Оплату я в конце - концов получил, только после нескольких звонков, унизительных, просительных. До сих пор об этой неприятной истории, вспоминаю, как о соприкосновении с чем - то мерзким и гадким.

  Самое интересное, что попадаешь впросак, там, где этого меньше всего ожидаешь. В этом сезоне решил отправить посылки с черенками под честное слово, с условием оплаты после их получения, сразу в четыре адреса. Ну хочется же верить людям, в их честность и искренность.
  И именно там, где вроде бы ни каких туч, даже и облачков не было, разразился ливень.
  Заказчик из соседнего посёлка, в 20 км. от меня, порывался приехать лично и приобрести черенки. Мне с большим трудом удалось его отговорить, убедив, что на поездку он потратит вдвое больше, чем ему обойдётся пересылка, да он ещё и потратит пол дня своего и моего времени.
   В конце - концов он согласился с моими доводами и попросил поскорее выслать посылку, так как морозы поутихли и появилось благоприятное погодное окно для пересылки.
   А после этого началось самое интересное, заказчики из Западных областей Украины рассчитались сразу, а от моего земляка получил за три месяца одно сообщение, что он в командировке и по приезду обязательно рассчитается, хочется верить, а что мне ещё остаётся делать?

   Я умышленно не называю фамилии участников, описанных выше событий, ведь даже матёрым преступникам дают шанс осознать вину и исправиться. Ставить на человеке клеймо непорядочности, большая ответственность и без учёта реальных обстоятельств в которых он находиться, не считаю себя в праве этого делать.

   Все случаи, описанные выше, это просто ложка дёгтя. Обычное общение и отношения с абсолютным большинством виноградарей - истинная бочка мёда! Если отношения выстраиваются на взаимоуважительной основе и доверии, то тогда и результатом таких отношений будут полностью довольны обе стороны.
 
  Мне недавно один виноградарь перечислил 60 гривен и сообщил, что он особенно интересуется мускатными сортами и что он полностью доверяет моему выбору. Как же я могу не оправдать его доверие?
  Вы даже не представляете, насколько приятно мне было комплектовать и отправлять этот заказ! Рамки данной суммы не имели для меня абсолютно никакого значения, заказчик получил от меня черенки самых лучших мускатных сортов моей коллекции.

  Учит меня жизнь, учит, а вот опять решил отправить брошюру сразу после звонка одного из виноградарей, сроки начала выращивания вегетирующих саженцев винограда тают с каждым днём, и брошюра нужна именно сейчас.
Ну должно же быть больше порядочных людей чем иных, ведь правда же?

     На главную страницу                                  

О порядочности и не только.